Братья Райт и авиация

Младший из братьев Райт-Орвилл (1871-1948) — только в 1942 г. добился от правительства официального признания приоритета в создании первого в мире самолета. Для этого в знак протеста ему пришлось даже в 1928 году передать первый самолет в музей Вели­кобритании, откуда он перекочевал в США только в 1948 г. Стар­ший брат, Уилбер (1867-1912), скончался от тифа и в этих перепети- ях не участвовал. По сути дела, братья Райт создали не первый в мире самолет, а первый самолет, способный совершать управляе­мый установившийся длительный полет. Их самолет не имел пи­лотской кабины, а напоминал планер-бцплан О. Лилиенталя, но снабженный бензиновым поршневым двигателем их собственной конструкции мощностью 8,8 кВт с двумя толкающими винтами. На­зывался самолет «Флайер-1» (рис. 10, а). Первый полет он совер­шил 17.12.1903 г., пролетев за 12 с расстояние в 36,5 м. Самолет пи-

дотировал Орвилл Райт. Взлетная масса самолета со­ставляла 355 кг. Разгонялся он по направляющей длиной 18 м, а приземлялся на два полоза. В 1904 г. усовершен­ствованный самолет братьев Райт совершал полеты по кругу, в 1905 г. — по замкну­тому 39-километровому мар­шруту (за 38 мин.), в 1908 г, за 2 я.18 мии. новая модель про­летала расстояние в 123,8 км и была продана военному ве­домству США. В 1910 г. само­лет достиг высоты 2998 м.

Братья Райт и авиацияПодпись: Рис. ю К этому времени в Европе уже эксплуатировались (с 1906 г.) самолеты Трояиа Вуя (Румыния), Луи Блерио, Эду­арда Ньюпора (Франция), Ан­ри Фармана (Англия), работа­ли школы летчиков, конст­рукторские бюро и заводы по изготовлению самолетов раз­личного класса.

В 1910 г. поднялись в воз­дух первые отечественные са­молеты А. С. Кудашева, И.И. Сикорского, Я. М. Гаккеля.

Американские ведомства ие зря сомневались в первен­стве братьев Райт В том же 1903 г Сэмюэл Ленгли (1834­1906), до братьев Райт, то есть 7 октября и 8 декабря ис­пытывал свой самолет «Аэродром» (стартовая масса 385 кг, поршневой двигатель мощностью 37 кВт, два толка-

ющих винта, два тандемно расположенных крыла, пилот У. Мэнли — создатель двигателя для этого самолета), заказанный ему прави­тельством США для военных целей. Тот же самолет с бензиновым поршневым двигателем, но в масштабе 1/4 и в беспилотном вариан­те, прошел испытания в 1901 г., то есть за два года до полета само­лета братьев Райт Эти натурные испытания «Аэродрома» удачными назвать было нельзя. Оба раза, стартуя с катапульты, помещенной на баржу, самолет не справлялся с управлением и вскоре после взлета падал в воду. Что же касается моделей самолетов с паровы­ми двигателями, испытанных С. Ленгли в 1896 г., то они совершали полеты на расстояние до 1280 м.

По той же причине — нетренированность первого в мире пи­лота и несовершенство системы управления — не смог совершить удачный полет самолет А. Ф. Можайского (1825-1890) (рис.10, б). Модель этого самолета с часовой пружиной успешно и устойчиво летала в 1876-1877 гг. Самолет представлял собой моноплан с кры­лом малого удлинения, лодкой-фюзеляжем и хвостовым оперени­ем с рулями высоты и направления. В 1982 г. в ЦАГИ были опре­делены его основные характеристики: размах крыла 23,2 м, площадь крыла 329 м2 удлинение крыла 1,64, площадь горизонтального опе­рения 41,4 м, длина самолета 25 м, высота 7,5 м, колея шасси 3 м, база 9,4 м, диаметр воздушных винтов 4,75 м, КДП винта 0,55, мощ­ность паровых двигателей 22,36 кВт, масса двигателей с котлом, конденсатором и сепаратором 167,1 кг, взлетная масса самолета 1266 кг, нагрузка на крыло 3,85 кг/м2, энерговооруженность 0,0177 кВт/кг, аэродинамическое качество вдали от Земли 4,05, а у поверх­ности 4,6, центр масс — на расстоянии 38,6% средней аэродинами­ческой хорды (САХ). Сейчас можно с уверенностью утверждать, что машина была работоспособной, но малая тяговооруженность, труд­ность и инерционность в управлении самолетом (спереди помеща­лось корабельное рулевое колесо управления курсом, сбоку по пра­вому борту — такое же колесо управления тангажом, а управление креном, по-видимому, за счет перекоса крыла было вообще малоэф­фективным) привели к неминуемой его аварии. В июле 1885 г. в Красном селе под С. Петербургом была предпринята первая в мире попытка поднять самолет, управляемый пилотом. После долгого ра­зогрева котлов и запуска паровых машин вращение четырехлопаст­ных воздушных винтов стало ускоряться и достигло предельной ве­личины — около трех оборотов в секунду ( с такой скоростью сей­час вращаются лопасти тяжелых вертолетов). Самолет медленно

покатился по деревянным рельсам, как бы нехотя оторвался от них, но, потеряв опору, тут же накренился и, ударившись крылом о грунт, поломался. Подобная ситуация тысячекратно повторялась за­тем в авиации с самолетами, имеющими трехточечное шасси. И только у самолетов с велосипедным двухточечным шасси этого не происходит, поскольку пилот вынужден балансировать аппарат по крену еще до отрыва колес от взлетно-посадочной полосы.

Теоретические И экспериментальные основы авиации разрабаты­вали Леонардо да Винчи (1452-1519): сопротивление тел встречному потоку, подъемная сила плоской пластины под углом атаки к пото­ку, тело наименьшего сопротивления с тупой носовой и заострен­ной хвостовой частью, трактат "О летании птиц" (1505), конструк­ция искусственных крыльев, парашют пирамидальной формы, махо­лет или орнитоптер и геликоптер с винтом Архимеда (1475) — прообраз вертолета, И. Ньютон (1643-1727): сила сопротивления тел встречному потоку, теория обтекания, М. В. Ломоносов (1711-1765): модель «аэродинамической машины» (1754) — прообраз вертолета с соосными винтами, трактат «Размышления об упругой силе воздуха» (1745), Джордж Кейли (1773-1857): концепция ЛА с фиксированным крылом и отдельным движителем (1799), экспериментальная мо­дель планера с крестообразным управляемым хвостовым оперением и скользящим балансировочным грузом (1804), стабилизирующий эффект V-образного крыла (1805), влияние кривизны профиля и пе­ремещение центра давления крыла, двигатели на горячем воздухе и пороховых газах (1807-1809), основные принципы полета планера и самолета (1809-1811), колесное шасси со спицами, натурные плане­ры, иа которых впервые выполнялись короткие полеты человека (1853) и т. д., братья Монгольфье предложили, разработали, участ­вовали в изготовлении и применении для спуска человека с аэроста­та парашюта (1797). Швейцарец Д. Бернулли (1700-1782), немец Л. Эйлер (1707-1783) и француз Ж. Лагранж (1736-1813) получили фундаментальные уравнения гидродинамики, применяемые при ре­шении задач об обтекании ЛА. Уравнения гидродинамики вязкой жидкости получили француз А. Навье (1785-1836) и англичанин Дж. Стокс (1819-1903). Англичанин О. Рейнольдс (1842-1912) экспе­риментально установил наличие двух режимов течения вязкой жид­кости — ламинарного и турбулентного, что сыграло большую роль при создании теории моделирования обтекания ЛА. Д. И. Менделеев (1834-1907) опубликовал в 1880 г. классический труд «О сопротив­лении жидкостей и о воздухоплавании», изобрел высотомер, пред-

ложил герметичную кабину высотного аэростата (1875), предсказал большое будущее «аэродинамам», то есть аппаратам тяжелее возду­ха. Н. Е. Жуковский (1847-1921) создал современную гидроаэроди­намику, руководил сооружением аэродинамической трубы — одной из первых в Европе (1902), а в 1904 г. в Кучино, под Москвой, создал первый в мире аэродинамический институт и организовал воздухо­плавательную секцию, создал и прочитал курс лекций «Теоретиче­ские основы воздухоплавания» в Императорском техническом учи­лище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана), разработал теорию бомбоме­тания, в 1918 г. по его предложению был учрежден ЦАГИ (Цент­ральный аэрогидродииамический институт), а сам он был назначен первым его руководителем, в 1920 г. при участии Н. Е.Жуковского был создай Институт инженеров Красного Воздушного Флота, ныне Военно-воздушная инженерная академия, носящая имя ученого. Его перу принадлежит большое количество теоретических трудов по аэромеханике, динамике и устойчивости полета аэропланов и гели­коптеров, по методам расчета воздушных винтов, крыльев и других элементов ЛА. Им написана масса учебников и учебных пособий. В. И. Ленин назвал Н. Е.Жуковского «отцом русской авиации». Имя ученого увековечено премиями его имени, стипендиями для сту­дентов МАИ, МГУ и МГТУ, его именем назван город в Московской области, ЦАГИ, ВВИА в г. Москве и т, д. Кроме Н. Е.Жуковского, ос­новополагающие труды по аэродинамике, теории крыла конечного размаха, теории пограничного слоя принадлежат С. Н.Чаплыгину (1869-1942), Ф. Ланчестеру (1868-1946), Л. Прандтлю (1875-1953), Т. Карману (1881-1963), К. Э. Циолковскому (1857-1935) и др. Для развития теории и конструкции вертолета большое значение имели работы братьев Л. и Ж. Бреге, Ш. Рише, а также П. Кар’ию, которые в 1907 г. продемонстрировали первые полеты с людьми иа вертоле­тах. Б. Н. Юрьев разработал одновинтовую схему вертолета с руле­вым винтом, изобрел автомат перекоса, внес значительный вклад в теорию воздушного виита. В 1913 г. И. Сикорский создал первые в мире тяжелые четырехдвигательные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые выпускались серийно.

Кластерный анализ (классификация) атмосферных летательных аппаратов тяжелее воздуха представлен в табл. 3. Полная ^класси — фикация включает не четыре, а восемь уровней — вплоть до марок ЛА (Ми-ЮК, Ту-144 и т. д.).

Определение: авиация — это полеты в пределах атмосферы (ус­ловная высота до 100 км) аппаратов тяжелее воздуха, включающая

Классификация атмосферных ЛА тяжелее воздуха

уровень

Аэиацня

11

уровень

моторная

безмоторная

III

уровень

гвп

ВВП

КВП

ГВП

ВВП

КВП

IV

уровень

Самолеты

Автожиры

Экранолет

Махолеты

Вертолеты

Самолеты

Вертолеты

Махолеты

Автожиры

Платформы

Самолеты

Автожиры

Вертолеты

Махолеты

Платформы

Планеры

Парашюты

Ротошюты

Дельтапланы

Дисхопланы

Парашюты

Ротоппоты

Цнскопланы

Спускаемые

аппараты

Гибриды

Планеры

Парашюты

Дископланы

Спускаемые

аппараты

Гибриды 1

сами ЛА, наземное обеспечение, личный состав и информацию по специальным отраслям знаний, действующая как сложный челове­ко-машинный организм.

Относится ли к авиации полет брошенного камня или выпущен­ного из орудия артиллерийского снаряда?

Иначе говоря, является ли камень или артиллерийский снаряд летательным аппаратом? Для этого надо дать определение лета­тельному аппарату: ЛА — это техногенная система, предназна­ченная для полета или левитации (неподвижного висения) в по­ле силы тяжести. Различают аэростатические (воздухоплава­тельные), аэродинамические (авиационные), реактивные (ра­кетные) и баллистические (артиллерия, космонавтика) ЛА.

Таким образом, камень или артиллерийский снаряд — это тоже ЛА, но ЛА не авиационного, а баллистического типа. При этом ка­мень, падающий с горы, имеет не техногенное происхождение, как и огромная каменная бомба, вылетевшая из жерла вулкана, а поэтому их нельзя причислить к огромному семейству ЛА. И, напротив, ог­ромный пушечный снаряд, иа котором герои Ж. Верна отправились на Луну, является типичным ЛА, ио разумеется, не имеющим ничего общего с авиацией.

Аэродинамическая сила сопротивления, действующая на этот снаряд, не противодействует силе тяжести, а суммируется с ней. В авиации же сила сопротивления (у парашюта) или подъемная си­ла крыла или винта (планеры, самолеты, вертолеты и т. д.) действу-

ет, как правило, против силы тяжести и создается за счет атмос­феры, характеристики которой в связи с этим тщательно изучаются. Основные характеристики атмосферы приведены в табл.4. На прак­тике пользуются подробным сводом разнообразных данных об ат­мосфере, называемых Международной стандартной атмосфер­ной, или MSA, а также дополнительными (отраслевыми или терри­ториальными) стандартами, содержащими данные о ветрах, тур­булентности, колебаниях термодинамических параметров и т. д.

Таблица 4

Основные термодинамические параметры атмосферы

Высота,

км

Давление,

Па-н/м2

Температура,

К

Скорость звука, м/с

Плотность,

кг/м3

Ускорение силы тажестн, м/с

_1

1,16-105

294,7

344

1,347

9,81

0

1,03 10s

288,2

340

1,225

9,807

ю

0,27- 10 5

223,1

299

0,414

9,776

20

0,56 104

216,7

295

0,089

9,745

30

0,12 -104

230,4

304

0,018

9,715

50

0,86- Ю2

274,0

332

0,001

9,655

75

2,69

202,0

285

4,5 • 10-s

V0

Хп

00

100

3,3 10"2

209,0

273

5,4- 10 ‘7

9,506

Летно-технические характеристики (ЛХТ) авиационных ЛА в известной степени стандартизованы (табл. 5). Они бпределяются в процессе летно-доводочных испытаний и предъявляются в комис­сию ИКАО (Международную организацию гражданской авиации) для получения сертификата на эксплуатацию и соответствие ЛТХ нормам летной годности (НЛГ). Для боевых ЛА ЛТХ называются летно-тактическими характеристиками, либо пользуются ТТХ, так­тико-техническими характеристиками.

Максимальная скорость полета — основная ЛТХ подавляюще­го числа ЛА. На рис. 11 представлены данные по увеличению скоро­сти полета самолетов серии МиГ (Микоян и Гуревич).

В числе главных проблем современного авиационного строи­тельства ЛА следует отметить увеличение их транспортной эффек­тивности (отношение массы транспортируемого на заданную даль-

Некоторые летно-технические характеристики авиационных ЛА

лтх

Тип самолета ]

ИЛ-62М

(пасса­

жирок.)

ИЛ-2

(штурмо­

вик)

Ан-225

«Мрия»

ВМ-Т

«Атлант»

Як-3 (ист­ребитель;

Ту-204

(пасса­

жирский)

Размеры 1, Л, Ь’

53,12/12,3/

/42,5

11,65/2,95/

14,6

84/18,1/

88,4

51,2/11,5/

53,14

8,481- /19,2

46/13,9/42

Взлетная масса, т

165

6,06

600

190

2,66

93,5 I

Грузоподъем­ность, т

23

0,4—0,6

до 250

44

0,4

2!

Скорость крейсер­ская, км/ч

870

до 400

700—850

550

660

810—850

Потолок, м

5440

8000

10800

Дальность по­лета, км

11050

800

4500

1700

до 2200

2500

Радиус дейст­вий, км

до 400

до 1000

Продолжи­тельность по — лета, ч

до 13

До 2

до 6

до 3

ДО 3

до 3

Скороподъем­ность, м/ с

20

Посадочная

скорость,

км/ч

240

150

220

220

120

220

Допустимый боковой ве­тер при по­садке, м/с

17

10

17

20

10

17

Дата первого полета

1970

1939

1988

1981

1943

1989

Экипаж, чел.

5

2

6

6

1

3

* Длина, высота и размах крыла самолета. м.

Братья Райт и авиация

ность коммерческого груза к взлетной массе) и увеличение скоро­сти полета. Первая задача решается конструктивно-схемными мето­дами, включая и повышение термодинамических и массовых харак­теристик двигателей, использование композитных материалов, ос­воение новых сплавов и т. д. Вторая задача решается в основном теп­лофизическими методами, так как преодоление теплового барьера вслед за барьером звуковым требует как совершенствования мето­дов теплофизических расчетов, так и методов и средств теплофизи­ческого эксперимента.